Железная Шахта: статьи

ЖЕЛЕЗНАЯ ШАХТА


КЕН ЛЯЙСТНЕР

О стероидах


Др. Кен о своей статье "О стероидах"

Хотя эта статья была написана в начале 1985 г. в ответ на скандал, разразившийся в университете Вандербильт, она могла бы быть написана и сегодня. Причём, вместо слова "Вандербильт" можно подставить название любой школы или колледжа - настолько широко распространились сейчас стероиды среди молодых атлетов. Это явление не случайно в нашем обществе: "Хочу всё и сейчас! Я не хочу тяжело работать или жертвовать хоть чем-нибудь ради своей мечты! Дайте мне всё и сейчас!" Но радость заключается именно в самопознании, происходящем от дисциплины и необходимости жертвования чем-то ради достижения цели. Безнадёжно устаревшая мысль, скажете вы, и будете правы - но я всё равно в неё верю.


О стероидах

"Игроки университета Вандербильт незаконно использовали стероиды"

"Круг выявленных игроков, употреблявших стероиды, растёт"
"Игроки команды Вандербильт употребляли стероиды"

"Тренер по силовой подготовке уходит в отпуск во время проведения антидопинговых тестов"

Читая эти газетные заголовки, которые сообщили миру, что тренер по силовой подготовке команды университета Вандербильт, по всей видимости, раздавал игрокам своей команды в американский футбол и атлетам в других школах анаболические стероиды, я понял, какой я наивный. Хотя я отдавал себе отчёт в том, что анаболические стероиды употребляют игроки в американский футбол и практически все известные пауэрлифтеры, я не хотел верить в то, что тренеры - то есть те самые люди, которые ответственны за здоровье молодых людей, находящихся под их попечительством - оказались самыми активными продавцами и распространителями стероидов, а также подстрекателями к их использованию.

Могу привести и другой пример, тоже сильно потрясший меня. Это произошло на семинаре в крупном университете, где я выступал перед тренерами. Один из тренеров спросил меня, "что ещё остаётся делать тренеру, консультирующему молодого человека, у которое есть все задатки к тому, чтобы стать профессиональным игроком в американский футбол? Если всё, что ему нужно для этого, это набрать несколько фунтов веса и стать чуть-чуть сильнее? Учитывая, о каких деньгах идёт речь, как может тренер сказать ему, чтобы он не принимал стероиды?". Другой тренер спросил меня: "...при прочих равных условиях, сколько у нас шансов выиграть у команды, не принимавшей стероиды?" Эти и другие примеры открыли мои глаза на тот факт, что тренеры не только не пытаются бороться с распространением стероидов среди атлетов, но и часто поощряют использование стероидов и другой фармакологии, способствующей росту, атлетами. Моё мнение резко переменилось в прошлом году (1984-1985) под влиянием моего собственного здоровья и тем фактом, что сын мой вырос, и я понял, что я не хочу, чтобы он стал жертвой стероидов, которые уже, судя по всему, стали неотъемлемой частью пауэрлифтинга, американского футбола и других видов спорта. Я думаю, что это здорово - увеличивать силу, как это происходит при занятиях с прогрессивно увеличивающимися весами. Я хочу, чтобы мой сын занялся силовым тренингом, но я не хочу, чтобы он делал это в ущерб своему здоровью или совести. Я не хочу, чтобы он стал жертвой тренера, который, не задумываясь, променяет его здоровье на рекорд, трофей или увеличение собственной славы или собственных доходов в результате повышенной посещаемости тех соревнований, где устанавливаются рекорды.

В прошлом я употреблял анаболические стероиды. Я также раздавал советы другим о том, как их использовать. При этом я не был врачом и мои советы включали в себя приём доз, многократно превышающих те, что приняты в медицинской практике. Я никогда не стеснялся давать свои советы и раздавал их направо и налево в больших количествах, замечая при этом, что большая часть ведущих лифтеров тоже это делает, и предупреждая о побочных эффектах приёма слишком большого количества стероидов. Я делал это, честно веря в то, что я помогал таким образом мужчинам и женщинам принимать анаболические препараты наиболее "безопасным" способом.

Если атлеты намеревались употреблять стероиды, я хотел, чтобы они делали это как можно более безопаснее. Теперь же я убеждён в том, что любой приём анаболических стероидов опасен и я говорю это со всей определённостью. Нет такой ситуации, которая оправдывала бы приём стероидов молодым атлетом, вне зависимости от того, о чём идёт речь - об мировом титуле, о профессиональном контракте, трофее или о деньгах. Хотя нельзя сказать, что исследования проведены в полном объёме, но здравый смысл говорит о том, что эти столь мощные вещества не могут принести ничего, кроме вреда в конечном счёте. Эксперименты над своей эндокринной системой никогда не проходят бесследно.

Я питаю глубокое неуважение к тем, что сделал антидопинговую позицию очередным способом поднять собственную популярность и сделать на этом деньги. Их преувеличения и ложь нисколько не помогают очистить спорт от стероидов. А их уверенность в собственном моральном превосходстве приводит лишь к тому, что люди, в другой ситуации попытавшиеся бы докопаться до истины, начинают игнорировать любую честную информацию.

Те, кто продают стероиды лифтерам или игрокам в американский футбол являются наркоторговцами с менталитетом наркоторговца - они делают это ради денег и удовлетворения собственного тщеславия. Было время, когда я, отвечая на вопросы профессионального игрока и видя, что не удаётся отговорить его от приёма этих веществ, давал ему советы, где можно найти торговцев стероидами. Теперь же я понимаю, что я тоже виновен в распространении проблемы. Я не только не защищал атлетов от наркотиков, продающихся на чёрных рынках, но, фактически, я подталкивал их к ним. Я не терплю тех, кто торгует на улицах наркотиками и, после мучительного самокритического анализа, сопровождавшегося переоценкой ценностей, и признания того, что я делал ошибки, я понял, что я также не терплю и тех, кто призывает к "употреблению стероидов безопасным способом" или к "послаблению легальных санкций с тем, чтобы атлеты могли покупать эти стероиды у компетентных медицинских специалистов".

Есть несколько врачей, которые поставляют в атлетическое сообщество стероиды, и которые стали довольно популярны и богаты благодаря этому. У этих врачей, по моему мнению, нет оправдания тому, что они выписывают анаболические наркотики здоровым людям, несмотря на их протесты о том, что они делают это, якобы, по бескорыстным побуждениям. Они ни чем не отличаются от других наркоторговцев и их пособников - возможно, их вина даже больше, так как тренеры прекрасно осознают, какой вред стероиды наносят организму атлета.

Как у тренера или атлета, ответственного за других, у тебя нет выбора. Потенциальная опасность стероидов чудовищна. Один может принимать их в огромных количествах без всяких побочных эффектов. Другой может обладать такой чувствительностью, то у него возникнут серьёзные проблемы со здоровьем через 1, 2 или 10 лет употребления стероидов. Есть ли такое количество денег в американском футболе, за которое можно было бы отдать здоровье? Может ли тренер оправдать потерю атлетом здоровья ради установления рекорда или получения профессионального контракта? Совестливый тренер всегда будет отговаривать своих подопечных от употребления стероидов. У тренера должно быть достаточно пороху, чтобы уволить игрока, который замечен за употреблением стероидов, точно также как он уволил бы игрока, пойманного за употреблением кокаина или марихуаны. Однако тренеры не решаются на такое. Легче всего сделать вид, что ты не замечаешь этого, и молчаливо одобрять использование анаболических стероидов, так как, в отличие от других наркотиков, употребление атлетами стероидов лишь гарантирует обеспеченность тренера работой. И всё же, тренер, которые не занимает в этом вопросе твёрдую позицию, теряет уважение всех и способствует нарушению дисциплины и появлению самодовольства.

Анаболические стероиды часто приводят к тому, что атлет теряет мотивацию или способность тренироваться тяжело, так как появляется большой соблазн "откинуться на спинку кресла" и ожидать роста, который "всё равно будет - хоть с тяжёлой работой, хоть без тяжёлой работы". Если в команде 10 игроков заражены таким отношением, то это может привести к 4 проигрышам за год только за счёт отсутствия желания тренироваться. Если ты относишься к тем тренерам, которые убеждены, что атлеты, употребляющие стероиды, будут сильнее и выносливее, то вспомни, что травмы по статистике случаются чаще у "химических" атлетов, чем у "натуральных" вследствие несоответствия прочности соединительной ткани силе мышц. Изменения в химическом составе тканей часто приводят к увеличению вероятности разрыва мышц, а также к уменьшению способности противостоять инфекции, которая часто развивается в результате перетренированности у атлетов, употребляющих стероиды. Таким образом, твой "стероидный" атлет просто может не оказаться рядом, когда ты будешь нуждаться в нём более всего - таким образом, мнимое преимущество, которое, якобы, дают стероиды, полностью компенсируется повышенным риском травмоопасности и болезни. Вандербильт и Клемзон - это не единственные школы, имя которых покроется в будущем позором. Начатое расследование обнаружит связи, идущие в другие штаты и другие конфедерации. Многие тренеры потеряют работу и поделом им. Если тебе доверили здоровье атлета, то какого чёрта ты размениваешь его на повышение посещаемости соревнований или продвижение статуса своей профессиональной карьеры. Пришла пора взглянуть проблеме в лицо. В противном случае мы поступим не по совести и непростительно. В прошлом, мне было наплевать, употребляют другие стероиды или нет, я думал, что у них есть право делать со своим здоровьем всё, что им угодно до тех пор, пока это не отражается негативно на мне или на тех, кто мне дорог. Опыт показал, что лучшая услуга, которую мы можем оказать атлетическому сообществу и друг другу - это сделать так, чтобы каждый потенциальный пользователь стероидов (т.е. все пауэрлифтеры и все игроки в американский футбол) знал об истинной опасности, которую представляют собой анаболические стероиды. Также необходимо, чтобы мы все поняли, что нет такой награды, за которую стоило бы отдать здоровье или жизнь. Нет такой награды!


Перевод: Hugin