ЖЕЛЕЗНАЯ ШАХТА
Флекс Уилер
Порочный круг стероидов:
химия "накачивает" культуриста, а затем "сдувает" его.На протяжении 18 лет Флекс Уилер закачивал анаболические стероиды в своё тело, которое, в результате, покрылось мышцами настолько, что, по его собственному признанию, он стал похож на "качка из комиксов"- человека с невероятно круглыми бицепсами, крошечной талией и раздутыми ногами.
Для достижения такой неземной внешности, он глотал таблетки и ставил себе уколы. Вряд ли он слишком терзался сомнениями по поводу "принимать или не принимать стероиды" - ведь он, в конце концов, был культуристом. А культуристы принимают стероиды. По крайней мере, если они хотят попасть на обложки журналов.
Сегодня Уилеру 38 лет и он больше не культурист-чемпион. Но он по-прежнему принимает стероиды. С той лишь разницей, что сейчас, восстанавливаясь после проведённой в сентябре операции по пересадке почки, он вынужден принимать катаболические стероиды, которые, наоборот, приводят к уменьшению мышечной ткани.
"Это и грустно, и смешно", говорит Уилер, который живёт в Ист-Сан-Хосе со своей женой и двумя детьми. "Наконец-то, наступил момент в моей жизни, когда я не хочу больше принимать стероиды, но мне приходиться это делать, чтобы оставаться в живых."
Уилер утверждает, что его проблемы с почками передались ему по наследству. Но также он полагает, что, вероятно, стероиды ускорили развитие болезни. Кроме того, он думает, что психические побочные эффекты стероидов - например, резкие колебания настроения с приступами агрессии - принесли ему даже больший вред, чем их физические "побочки".
Он также признался, что причинил немало вреда своему телу с помощью прочей "спортивной фармакологии" - один раз он даже чуть не умер от передозировки диуретиков.
"Сейчас все обсуждают стероиды, потому что об этом говорят в новостях, но, на самом деле, существует множество и других опасных препаратов, которые принимают спортсмены", говорит он.
Уилер надеется, что его история послужит назидательным уроком для спортсменов, которые решили прибегнуть к фармакологии ради улучшения своих результатов. Кстати, в настоящий момент ФБР расследует дело о "Balco Laboratories" - компании по производству пищевых добавок, расположенной в г. Бёрлингейм. В ходе дела были допрошены десятки известнейших спортсменов по поводу употребления ими запрещённых препаратов. Приём таких препаратов, утверждает Уилер, похож на игру в русскую рулетку.
Но спросите его, что принимал он и в каких дозах - и Уилер замолкает.
"Я не буду обсуждать это, потому что я отлично понимаю последствия моих признаний", говорит он. Я знаю, что ребята непременно захотят попробовать те же препараты. Я и так посадил на химию немало ребят, потому что они хотели "быть как Флекс". Я не хочу больше нести такую ответственность."
В зените славы
Недавно Уилер опубликовал откровенную автобиографию под названием "Flex Ability". Он описывает себя как бедного ребёнка из г. Фресно и признаётся, что страдал от низкой самооценки. Затем он стал жертвой растления, пытался покончить жизнь самоубийством, в 15 лет у него уже появилась дочь. В общем, он явно был "неблагополучным подростком". Бодибилдинг, возможно, не "спас" Кенни "Флекса" Уилера, но спорт, по крайней мере, задал ему направление в жизни.
Он стал, по словам нынешнего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, "одним из самых лучших культуристов всех времён". Когда Уилер был в пике своей формы, лишь один соперник сумел обойти его - Ронни Коулман, царствующий король бодибилдинга.
Но Уилер не смог бы создать своё великолепное тело без помощи стероидов. Употреблять их он начал в 18 лет.
В своей книге он описывает трансформацию, произошедшую с ним. Он пишет, что почувствовал себя волшебником, который взмахом руки "сделал" себе тело, о котором можно было только мечтать. Бывало, он не мог оторвать глаз от своего отражения в зеркале, не веря, что все эти мышцы принадлежат ему.
У Уилера никогда не было ощущения, что он делает что-то плохое, принимая стероиды, несмотря на то, что эти препараты были незаконными - если только не отпускались по рецепту врача. Они просто были необходимостью.
В тюрьме, где он работал надзирателем, его даже прозвали "Officer Steroids".
"Все, кого я знал, сидели на стероидах и никто не придавал этому особого значения". "Я не принимал кокаин или крэк или героин, я не ошивался по тёмным переулкам, встречаясь с наркодельцами."
Расплата
Несмотря на то, что, по его оценке, стоимость стероидов в количествах, достаточных для подготовки к одному шоу, равняется $10.000, ему редко приходилось платить из своего кармана - выручал "звёздный" статус. Однако, всё же, расплачиваться ему приходилось, но в ином смысле. Уилер осознал это в полной мере лишь тогда, когда прекратил приём "химии".
"Ты становишься очень агрессивным", поясняет он. "Ты настраиваешься на то, чтобы атаковать железо целый день. К сожалению, у тебя на спине нет выключателя, чтобы включать и выключать этот настрой. Поэтому, если кто-то попался тебе под руку, ты накидываешься на него так же, как ты бросаешься на штангу в спортзале. Ты почти не можешь ничего с этим поделать. Ты раздражаешься по пустякам и нервы становятся ни к чёрту".
Культуристы знают и, как правило, принимают и физический риск приёма "химии".
"Один тип тут заявил мне недавно: "Если бы я выиграл национальный титул и умер прямо на сцене, позируя, это был бы самый счастливый день в моей жизни". Представляешь?", рассказывает Уилер. "Причём он не шутил. Парень совсем спятил. Я тоже был лицемером, потому что соглашался отрезать несколько лет от своей жизни. И мне было на это плевать - печально, да?"
В замкнутом круге
Пару раз он оказывался на больничной койке, страдая от невыносимой боли. Это происходило тогда, когда он "перебарщивал" с диуретиками, которые, обладая сильнейшим мочегонным действием, обезвоживают тело культуриста, делая его мышцы более привлекательными на сцене.
Врачи предупреждали его, что он рискует жизнью. В 1997 г. после очередного опасного инцидента с диуретиками он решил, было, "завязать с химией". Но не завязал.
"Я оказался между молотом и наковальней", объясняет Уилер. "Когда ты слезаешь с химии, ты не можешь соревноваться, не можешь зарабатывать деньги и с тобой всё кончено. Я попал в замкнутый круг."
Но часы продолжали тикать. В 2000 г. ему поставили диагноз "сегментный гломерулосклероз" (FSGS). Эта почечная болезнь больше распространена среди афро-американских мужчин.
И тогда он решил стать "натуралом" и соревноваться без "химии".
Друг Конте
Уилер говорит, что ему помог его друг - Виктор Конте-Младший, диетолог из Бёрлингейма, который оказался в центре недавнего "стероидного скандала", расследуемого на федеральном уровне "большим жюри". Анти-допинговое Агенство США обвиняет Конте в распространении нового стероида THG. Но Уилер утверждает, что Конте помогал ему соревноваться без стероидов, обеспечивая его минеральными добавками.
Тем не менее, Уилер катастрофически потерял в объёмах. На турнирах "Мистер Олимпия" - которые, вероятно, являются самыми престижными соревнованиями в культуризме - Уилер приходил к финишу вторым в 1998 г. и третьим в 2000 г. Но в 2002 г., тренируясь без стероидов, он занял лишь седьмое место. Он весил всего 96 кг - сравните эту цифру с его весом 109 кг на соревнованиях до этого.
"Сидя на химии, я чувствовал невероятную энергию, когда тренировался", поясняет Уилер. "Но, став натуралом, я чувствовал себя уставшим уже после двух часов тренировки. А результатов не было. Я был в шоке: Не может быть! Как же они это делают без химии?"
Из-за финансовых проблем, которые грозили привести к полному банкротству, Уилеру пришлось снова вернуться к стероидам. Он надеялся, что однажды наступит тот самый день, когда он заработает такую кучу денег, что решил все свои проблемы с финансами, после чего сможет навсегда завязать с химией.
Но ему пришлось пожалеть о своём возвращении к стероидам и вскоре, выступив лишь на одном шоу, он снова прекратил их приём.
Проблемы с почками
Тем временем, состояние его почек ухудшилось настолько, что ему потребовалась их пересадка. Флекс благодарит Бога, что в его церкви нашёлся подходящий донор.
"Отказ почек и опухоли - это лишь некоторые из возможных побочных эффектов фармакологии, используемой в спорте", объясняет д-р Линн Голдберг, эксперт по стероидам в Университете Здоровья и Науки в Портлэнде, штат Орегон.
"Но никто не исследовал побочные эффекты таких огромных доз стероидов, как потребляют эти ребята", добавляет Голдберг. "Культуристы повышают концентрации гормонов до таких уровней, которые в нормальных условиях никогда не встречаются. Что, разумеется, серьёзно влияет на все органы тела. Скорее всего, проблемы с почками у Флекса возникли именно из-за тех препаратов, что он принимал."
Риск и опасность
Но Уилер соглашается лишь с тем, что стероиды сделали его почки более уязвимыми, и говорит, что, судя по всему, болезнь всё равно настигла бы его в 40 лет. Уилер утверждает, что, возможно, его высокобелковая диета и приём калия в больших количествах сыграли не меньшую роль, чем стероиды. И, всё же, он отдаёт себе отчёт, что люди будут уверены, что он лишь обманывает самого себя, не признавая стероиды в качестве главной причины своих бед.
"Большинство скажут, что это всё из-за спортивной фармакологии", говорит он. "Но так уж устроены люди - они верят в то, во что хотят верить."
Тем не менее, он сам предостерегает об опасности приёма этих препаратов. "Те, кто их употребляет", предупреждает он, "должны отдавать себе отчёт, насколько они опасны".
"Быть на том уровне, на котором был я, и избежать при этом всех проблем - невозможно", говорит Уилер. "Достаточно сделать лишь одну ошибку. Есть такие препараты, с которыми достаточно сделать лишь одну ошибку и всё - с тобой всё кончено."
Ещё пять операций
Хотя пересадка почки прошла успешно, различные осложнения привели к необходимости проведения ещё пяти операций. Последняя из них была сделана всего лишь две недели спустя, чтобы откачать жидкость из ноги. Уилер говорит, что сейчас он "принимает девять разных лекарств, каждое из которых намного опаснее, чем любой стероид из тех, что я принимал".
Он отказался сфотографироваться для этой статьи, потому что операции и лекарственные препараты временно изменили его физическую внешность. Но люди, всё же, узнают его. Ну, или, почти узнают.
"Некоторые смотрят на меня и говорят: "Эй, смотри, да это, должно быть, младший брат Флекса", смеётся Уилер.
Уилер говорит, что он спокоен, несмотря на то, что времена шестизначных доходов остались позади, а он по-прежнему испытывает серьёзные финансовые трудности. Он держит магазинчик по продаже добавок в г. Венис и с нетерпением ждёт, когда он сможет выступить с речью перед публикой, как только поправится.
"Сейчас я счастлив, что та двойная жизнь, когда мне приходилось вечно лгать из-за стероидов, уже в прошлом", говорит он. "Мне одновременно и радостно, и горько. Но сейчас мне лучше, я радуюсь каждой мелочи в своей жизни".
Перевод: Hugin