ЖЕЛЕЗНАЯ ШАХТА
КЕН ЛЯЙСТНЕР
Подростки и железо
Предисловие: Др. Кен о своей статье "Adolescent Dangers"
Эту статью я писал с тяжёлым сердцем и до сих пор мне становится не по себе, когда я вспоминаю её содержание и смысл. Я сам начал тренироваться в 13 лет. Кевина я начал тренировать, когда ему было 12 лет – он постоянно упрашивал меня об этом. Грег начал заниматься в 13 или 14. Из-за многочисленных врождённый физических проблем Сол начал делать лечебную физкультуру ещё в самом своём детстве, но я не могу назвать те занятия силовым тренингом. Он использовал гантели и вес собственного тела. Сола привлекал пауэрлифтинг. Он был единственным ребёнком, которые не мог играть в командных видах спорта, поэтому ему нужен был какой-то выход. Мы согласились, что он будет тренироваться "нормально". В моём дому "тренироваться нормально" обозначает "выполнять приседания в 20-ти повторениях и много повторений в других движениях". Таким образом, я уверен, что Сол – единственный лифтер, который выиграл 2 национальных чемпионата, выполняя 15 повторений в жиме лёжа и становой тяге. За неделю или две до соревнований он "практиковался" с тяжёлым весом в 3-х повторениях, но это всё. Я не думаю, что дети - даже сильные, большие дети – должны поднимать максимальные веса. Ту же пользу от занятий с отягощениями можно получить, выполняя высокое число повторений, без риска травмы.
Adolescent Dangers
Несмотря на то, что я люблю пауэрлифтинг, когда дело доходит до соревнований тинэйджеров, мне становится не по себе. Соревнования, разумеется, стимулируют молодых атлетов продолжать тренировки, а спорт постоянно нуждается в притоке свежей крови. К сожалению, как специалист по здоровью, я первым понял, что тинейджерам в пауэрлифтинге не место. Из этого утверждения вы также можете сделать вывод (и будете правы), что учащиеся старших классов, играющие в американский футбол, не должны тренироваться как пауэрлифтеры.
Скелет подростка сильно предрасположен к травмам, в первую очередь вследствие активно растущих костей, особенно в позвоночнике. Это – то место, где хрящевая ткань превращается в твёрдую, костную ткань. Повреждение этих тканей тогда, когда подросток ещё растёт, может привести к неправильному развитию позвоночного столба и возможным отклонениям в его развитии. Соревновательный пауэрлифтинг или приседания с максимальными тяжёлыми весами даёт ненужную нагрузку на растущие ткани, что может со временем привести к их повреждению. Синглы в становой тяге, помимо того, что они дают колоссальную нагрузку на неокрепшие мышцы и соединительные ткани, представляют собой угрозу для недозревших костных тканей.
Польза от приседаний огромна, но она нисколько не уменьшится, если вы будете выполнять приседания в сетах из 15-20 повторений. Вопреки устоявшимся в зале мифам, мультиповторения в приседаниях приводят к колоссальному росту силы, стимулируют рост мышечной массы в главных мышечных группах нижней части тела, стимулируют общий рост тела и фантастически улучшают сердечно-дыхательный аппарат организма. Доведение сета из 15-20 повторений в приседаниях до момента полного мышечного отказа является самой трудной работой, которую можно придумать в атлетическом зале. И, тем не менее, эта работа намного безопасней, чем даже умеренной тяжёлые сеты, состоящие из одного, двух или трёх повторений. Сеты из мультиповторений заметно снижают силы, разрушительно действующие на соединительные ткани низа спины, а также силы, сжимающие костные структуры.
Соревнования среди тинэйджеров приводят к тому, что молодые, несозревшие атлеты получают стимул к поднятию весов, которые потенциально опасны для них. Соревнования среди тинэйджеров следовало бы запретить вообще, либо заставлять молодых атлетов соревноваться, скажем, в приседаниях не в одном максимальном повторении, а в максимальном количестве повторений с весом, возможно, не превышающим собственный вес в полтора раза. Учащиеся старших классов, играющие с американский футбол, не должны приседать менее чем на 15 повторений в любом сете приседаний. К сожалению, единичное повторение с максимальным весом стало нечто вроде эталона для измерения силы даже среди учащихся старших классов. При этом не учитывается тот факт, что факторы, действующие при выполнении максимального сингла, настолько вариативны, что тест практически теряет свой смысл.
Я поддерживаю Микки Квайтковски, тренера команды в американский футбол из университета Хофстра, нашедшего очень удачную программу. На межсезонных тренировках Микки тестирует своих тинэйджеров в разных движениях. Но у Микки хватает ума заставлять их приседать с заранее определённым весом на 10 или более повторений, вместо того, чтобы заставить их делать сеты из одного, двух или трёх повторений. Как демонстрация силы в сетах из низкого числа повторений, так и тренинг, необходимый для правильной демонстрации такой силы, являются крайне опасными мероприятиями, подвергающими игроков потенциальной травме и, самое важное, совершенно ненужными при подготовке игроков. Приседание, вероятно, является самым продуктивным из всех упражнений, придуманных человеком, но только при условии его разумного выполнения.
Перевод: Hugin