ЖЕЛЕЗНАЯ ШАХТА
КЕН ЛЯЙСТНЕР
ВРЕД СТЕРОИДОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОН
Часть 2
Предисловие: Др. Кен о своей статье "STEROID DANGERS: The Psychological Side-Part II"
До середины 80-х наука мало что могла сказать вразумительного о психологических эффектах употребления стероидов. Затем "стероидной лихорадкой" стали объяснять чуть ли не все аморальные, уголовные или просто опасные поступки любого атлета. Истина лежит посередине. Я уверен, что существуют разные уровни эмоциональной возбудимости, вызываемой употреблением стероидов и других наркотиков. Этот побочный эффект стероидов продолжает оставаться настоящей опасностью для тех, кто употребляет их. Решением проблемы, конечно, является решительное "нет" употреблению стероидов!
STEROID DANGERS: The Psychological Side - Part II
В прошлом месяце я рассказал о психологической стороне употребления анаболических стероидов и упомянул те механизмы, с помощью которых стероиды вызывают привыкание. Одним из очевидных побочных эффектов употребления стероидов является эмоциональная нестабильность, от которой страдают "химики". Большинство культуристов и пауэрлифтеров свободно признают тот факт, что они со страхом ждут очередного цикла – из-за тех изменений, что происходят в межличностных отношениях. Многие жёны и подруги загодя до соревнований подыскивают себе безопасное место, зная, что их любовники или супруги в такой период легко "слетают с катушек" по самому невинному поводу. Хотя было сделано несколько попыток объяснить это очень часто встречающееся явление, нам остаётся лишь догадываться о его истинной причине. Общепризнанно, что подавляющее большинство потребляющих стероиды после нескольких недель на "химии" становятся раздражительными, неприятными в общении и, в целом, отвратительными.
Анаболические стероиды, а также другие оральные и внутривенные тестостероновые препараты, искусственно поднимают уровень тестостерона, циркулирующего у нас в теле. Из-за существующего в нашем организме механизма обратной связи, играющего в этой ситуации отрицательную роль, количество тестостерона, производимого нашим телом натуральным образом, уменьшается, но, в целом, его уровень в теле остаётся повышенным. Теоретически, повышенный уровень тестостерона приводит к повышенной агрессивности и неуправляемым вспышкам гнева. Многие атлеты утверждают, что самым главным преимуществом стероидов является их способность ускорять и облегчать восстановление после тренировки, что позволяет тренироваться тяжелее и дольше. Психологически это явление связано с чувством хорошего физического состояния и отсутствием ощущения усталости.
Такая комбинация легко приводит атлета к состоянию перетренированности, а его нервную систему – к её пределу. Этим и объясняются серьёзные колебания в эмоциональном статусе атлета и повышенная нервная раздражительность. Враждебное, нетерпимое поведение является нечто вроде нормы среди пауэрлифтеров, готовящихся к крупным соревнованиям. "Мне казалось, что на меня находят приступы ярости из-за напряжения перед предстоящим соревнованием. Но я быстро обнаружил, что я так же схожу с ума, когда употребляю стероиды в то время, когда никаких соревнований в будущем не намечается." Эти слова принадлежат одному из лучших лифтеров в Соединённых Штатах, который отказался от участия в соревнованиях из-за того, что не хотел подвергать себя и окружающих испытанию своим сумасбродным поведением. "Я стал также задумываться о раке и проблемах с печенью, но обычно большинство парней находят для этого какие-то свои оправдания. Моя жена бросила меня, сказав, что не вернётся до тех пор, пока я употребляю эту гадость. Лично для меня выбор был очевидным. Что касается других, они часто отдают предпочтение стероидам, а не своим семьям".
К сожалению, такой сценарий типичен. В первом выпуске THE STEEL TIP я указывал на изменения в психике, которые наступают при использовании внутримышечного Дианабола (Methan drostenolonum), но таким непредсказуемым поведением и потерей контроля над эмоциями характеризуются практически все стероиды.
Ещё одним побочным эффектом, причём очень серьёзным, является взаимосвязь между повышенной эмоциональной раздражительностью и атеросклеротической дегенерацией. В большинстве литературы о стероидах Вам укажут на изменения в липидах крови, которые наступают при приёме стероидов, включая опасное понижение концентрации липопротеинов высокой плотности и общее увеличение уровня сывороточного холестерина и триглицеридов. Эти явления наступают как результат метаболических изменений, вызываемых приёмом стероидов. Но следует также заметить, что повышенная тревожность, эмоциональный стресс и раздражительность также вызывают точно такие же изменения в химическом составе крови. Насколько ответственны изменения в психическом статусе личности за физические изменения, ведущие к дегенерации сосудов? Может статься, что мы никогда так и не узнаем ответ на этот вопрос, но если учёные-бихевиористы соглашаются в том, что уровнями психологического напряжения и тревожности необходимо управлять, то мы можем предположить с большой степенью вероятности, что анаболические стероиды вряд ли способствуют здоровью сердца атлета и его сосудам.
С началом употребления анаболических стероидов меняется отношение атлета к тренингу. Я это наблюдал лично миллион раз и считаю это одним из сильнейших побочных эффектов стероидов, вызывающим привыкание. Да, действительно, для того, чтобы выработалась психическая зависимость от анаболических стероидов необходимо несколько дней. Большой процент пользователей стероидов, особенно те их них, кто используют их в первый или второй раз, скажут Вам, что они "чувствуют разницу" через день или два после приёма стероидов. Хотя это, разумеется, является чисто психологическим эффектом, убедить их в этом невозможно. Чаще всего вы услышите он них такую фразу: "Моё тело не может не измениться, потому что я чувствую себя уже таким сильным". Эти новообращённые с остервенением кидаются на тренинг, едят с религиозной фанатичностью и ревностно следят за отдыхом и сном. Размышляя над тем, принимать или не принимать им анаболические стероиды, в течение некоторого времени, они принимают решение, всё-таки, начать их принимать, сопровождая это клятвой, данной себе, что они будут "всё делать правильно", чтобы выжать из употребления стероидов максимальную пользу.
Подумай здраво, вы поймёте, что если "всё делать правильно", то вы и так начнёте прогрессировать, безо всяких стероидов, особенно если подкрепите этот оживший энтузиазм по-настоящему тяжёлым тренингом. Такой настрой часто можно увидеть у новичков, кто только вступает на "химический путь", но, понаблюдав за химиками со стажем, вы заметите, что они, как правило, настроены по-другому. Как только атлет сделал употребление стероидов стержнем своего ожидаемого прогресса, то он начинает объяснять свой прогресс стероидами – в них он начинает видеть причину своего прогресса. Как только это случается, большинство продвинутых лифтеров начинают заниматься по такой схеме: они не сильно утруждаются в начале своих циклов, выполняя большинство упражнений с суб-максимальными весами в течение подготовительного периода. Затем, в течение нескольких последних недель, оставшихся до соревнований, они начинают тренироваться чрезвычайно интенсивно, надеясь, что стероиды компенсируют им то безделье, которому они предавались большую часть времени в цикле. В общем, они ожидают, что стероиды "спасут" их цикл. Это неизменно ведёт к тому, что они большую часть года проводят, не утруждая себя тяжёлой работой, а затем пытаются "догнать поезд" при помощи массированных доз стероидов. Такое благодушие по отношению к собственному тренингу обычно кончается травмой, так как вдохновлённый атлет старается превзойти самого себя в течение промежутка времени, который слишком короток для того, чтобы тело адаптировалось к новой нагрузке. Игроки в американский футбол, любители и профессионалы, часто спускают на тормозах свои межсезонные или летние программы, не выкладываются в них полностью. Затем, они ожидают и надеются, что анаболические стероиды помогут им достичь пиковой формы за четыре или пять недель – в то время как им следовало бы возвращать свою форму в течение восьми, двенадцати или четырнадцати недель. Говоря по правде, многие профессионалы в межсезонье занимаются как попало (если они вообще дают себе труд заниматься), едят гораздо больше, чем того требует здоровый образ жизни, а затем набрасываются на анаболические стероиды, диуретики, амфетамины и кучу других химических веществ в надежде, что это поможет им достичь пикового состояния за считанные дни. Это своё отношение они распространяют на весь тренинг. Как сказал мне один игрок: "Если мой результат в жиме снижается в межсезонье, то я особо не паникую. Если он снижается ниже 170 кг, то я вкалываю себе ещё одну дозу метана".
Наблюдая за группой игроков, имеющих такое отношение к спорту, легко заметить, как они начинают смотреть на медицинскую аптечку, когда приходит время "подготовки к игре". Как только команда разбивается на "химиков" и "натуралов", то в такой команде начинает теряться чувство товарищества, которое необходимо для победы. "Химики чувствуют, что "натуралы" своим упрямством и нежеланием принимать нечто, что может помочь достичь победы, подводят команду. "Натуралы" смотрят на "химиков" как тех, кто идёт по пути наименьшего сопротивления и работают менее тяжело, чем они. Короче, в команде начинает складываться нездоровая ситуация, которую можно избежать только лишь в том случае, если тренеры ясно заявят о своей позиции по отношению к приёму анаболических стероидов.
Нет никакого сомнения, что приём анаболических стероидов сопровождается серьёзным физическим риском для здоровья. Однако не следует забывать и о том, что во многих случаях психические эффекты могут быть более разрушительными и коварными, чем физические эффекты. Проблема само по себе не уйдёт. "Наркоманы" 60-х познали на собственной шкуре, что более продуктивны те люди, которые не ходят целый день под влиянием наркотического дурмана. Равным образом, нынешнее поколение атлетов станет игнорировать анаболические вещества лишь тогда, когда они узнают об их реальных физических и психических побочных эффектах в процессе своего образования и когда в обществе начнут поощрять тех атлетов, которые добиваются максимально возможных результатов без помощи запрещённых препаратов.
Перевод: Hugin