ЖЕЛЕЗНАЯ ШАХТА
Вячеслав ТЕТЕКИН
СТУПЕНИ ВНИЗ
Итак, Олимпийские игры в Афинах закончились. Время делать выводы. Первый и главный вывод: Россия опустилась на третье место в мировом спортивном «табели о рангах». С первого дня борьба в общекомандном зачете шла не с Китаем и США за первое место, а с Японией и Австралией — за третье. И этого места удалось добиться лишь буквально в последние дни Игр. Российские спортивные чиновники вздохнули с большим облегчением, ибо назревавшего скандала не случилось (ведь в первые дни Игр наша олимпийская сборная проваливалась на 8—9-е место). Кстати, бронзовых медалей набрали больше всех, что объективно подтверждает наше третье место.
Напомним, что в начале 50-х годов наша страна впервые вышла на олимпийскую арену и сразу стала признанной спортивной державой. Ниже второго места на Олимпиадах наша команда никогда за последние 50 лет не опускалась. Как правило, уверенно побеждала. На Играх 2000 года в Австралии великий советский спорт через десять лет после разрушения СССР сделал последнее героическое усилие, выйдя на второе место после США. Но уже тогда, на волне эйфории, сами спортсмены говорили, что за ними достойной смены нет. Так оно и вышло. В Афинах случался провал в целом ряде видов спорта, особенно в командных, игровых видах, которые всегда были нашим коньком. Везде (за исключением женского волейбола) в лучшем случае — бронзовые медали. Крупные неудачи постигли нас в плавании, гимнастике, гребле, фехтовании.
В чем дело? Сразу скажем, что имел место и элемент невезения, когда наши спортсмены самую малость недотягивали до «золота», получая тем не менее весьма почетные серебряные и бронзовые медали. К спортсменам особых претензий нет. Подавляющее большинство из них честно боролось за победу. Вопросы есть, и немалые, к организаторам спорта. Сейчас на волне неудачи стали известными такие вещи, которые в случае успеха на Играх не получили бы широкой огласки.
Прежде всего о причинах проколов в первые дни Игр. Одной из важных причин, по которым не случилось ожидавшегося золотого дождя, была «давиловка» на спортсменов со стороны чиновников. Много лет «демократы» верещали, что советское руководство требовало побед, ибо СССР нуждался в укреплении своего авторитета. Так вот, по оценке спортсменов, которые повидали и советские времена, и нынешние — российские, уровень «давиловки» сейчас был выше. Нынешняя верхушка РФ с ее крайне непопулярными «реформами» хотела подкрепить свой сильно пошатнувшийся авторитет спортивными достижениями.
Путин лично вникал в подготовку олимпийской сборной. Чиновники, в ожидании президентских милостей, бойко рапортовали, что все в порядке — будет первое место в общекомандном зачете. Обещания президенту были выданы немалые. От спортсменов начали требовать только «золота». Но вот пришло время отрабатывать авансы, а тут одна неудача за другой. В стане чиновников возникла паника, что только усилило нервозность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако нервозность началась не в Афинах, а гораздо раньше. Олимпиаде предшествовали склоки в ряде спортивных федераций, включая такие «медалеемкие», как плавание, фехтование и гимнастика. Эти склоки, в которые были вовлечены ведущие спортсмены, никак не способствовали их успешному выступлению. А между тем из исполненных горечи интервью спортсменов выяснилось, что, несмотря на бравурные заявления чиновников, для многих атлетов условия для подготовки к Играм были далеки от идеальных.
Одновременно выясняется, что некоторые члены сборной поехали в Афины не потому, что они были лучшими, а потому, что у них были самые денежные контракты с фирмами-рекламодателями. Появление спортсмена на телеэкране с арены Олимпиады могло принести дополнительные доходы и фирмам, и атлетам, и...тем, кто отвечал за комплектование команд. Все вполне в духе рыночной экономики. Но к спорту это имеет самое отдаленное отношение.
Сейчас в спорте новые люди — новые песни. На западный лад. Рыночные. Один из таких функционеров после неудачного выступления наших спортсменок в тяжелейшем триатлоне не нашел доброго слова для девушек, боровшихся на грани человеческих возможностей. Зато сказал, что мы больше не будем «вкладывать деньги» в этих спортсменок. Коммерческий дух — коммерческая терминология. И результаты соответствующие итогам «рыночных реформ» в России — то есть полный провал. Не о чести российского спорта беспокоился триатлонный чиновник, а о том, как бы не лишиться доступа к кормушке. Большой спорт превратился в большой бизнес. В этом одна из главных причин неудач на Играх.
А вот защищать интересы России чиновники-бизнесмены разучились. Это бросалось в глаза еще на недавней зимней Олимпиаде, где у наших беспардонно отнимали медали. Вот и теперь к середине Игр вновь заговорили о предвзятом отношении судей к нашим спортсменам. Но лишь в оправдание неудач. А когда это к нашим относились доброжелательно? Но дело даже не в этом! Если были явные судейские «ошибки», то нужно протестовать, требовать отмены неверных решений. Делали это наши спортивные вожди? Да ни Боже мой! Они пуще всего боятся испортить отношения с руководством МОК и международных спортивных федераций. В этих «отношениях» крутятся большие деньги. Так что своя рубашка ближе к телу. В советские времена с международными чиновниками и судьями разговаривали с металлом в голосе, сейчас — заискивающим шепотом.
Правда, после нескольких особенно позорных случаев руководители Олимпийского комитета России написали письмо главе МОК. Но отнюдь не потребовали отстранить нечестных судей. Лишь «привлекли внимание». Да и то, чтобы, когда Путин спросит в Москве: «боролись ли», радостно и дружно ответить: «боролись, отец родной, да не послушали нас супостаты». Это, кстати, к утверждениям о том, что после «интеграции в мировое сообщество» нас теперь все нежно любят. Оказывается, в этом самом «сообществе» очень жестко толкаются локтями, а Россию толкают особенно грубо. Знают, что безвольное руководство РФ поставить на место грубиянов неспособно. Поэтому толкают с удвоенной наглостью.
Неудача в Афинах была вполне ожидаемой. Если идет разложение государства, то может ли оказаться незатронутым всеобщей гнилью и тленом спорт. Его разгром начался с ликвидации системы детских и юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Средства, которые раньше шли на ДЮСШ, утекли в карманы ненасытных олигархов. В символическом смысле Абрамович купил «Челси» за сотни миллионов долларов, изъятые из российского спорта. Из формулы «массовость и мастерство» была выдернута первая часть. А ведь именно массовость была широчайшим основанием пирамиды, обеспечивающей победы в спорте высших достижений. Кстати, социалистический Китай сделал мощный рывок на нынешних Играх, опираясь именно на наш, советский, опыт. Это общепринято.
Грабеж России после 1991 года выражался не только в хищническом вывозе природных ресурсов, но и в массовом вывозе за границу лучших ученых и спортсменов. Сейчас за зарубежные клубы выступают сотни наших лучших атлетов. И нам на фоне бледных результатов России на спортивной арене предложено радоваться успехам миллионеров-хоккеистов, играющих за заморские команды, и миллионеров-теннисистов, играющих за самих себя. Многие «легионеры» честно выступают за Россию. Но выступления за сборную для них уже не главное...
А соперники не стоят на месте. Тем более что вывозят за рубеж не только спортсменов, но и (что гораздо опаснее для российского спорта) лучших тренеров. Теперь они готовят наших же конкурентов — иностранные команды и чужих олимпийских чемпионов. Замены таким тренерам нет и не предвидится. Знаменитый тренер Миндиашвили из Красноярска после очередного триумфа своего ученика Бувайсара Сатиева счел необходимым публично заявить, что тренеры по борьбе получают жалкие гроши за свою подвижническую работу. Одновременно разрушена техническая база российского спорта. Стадионы и легкоатлетические манежи превращены в барахолки. Загородные тренировочные базы (а их создавали в лучших местах) приватизированы. В запустенье — спортивная медицина.
Но в головах вождей страны и спорта по-прежнему царит неистребимая вера в то, что спортсмены исполнятся национальной гордости и сверхчеловеческими усилиями вытянут себя и Путина на почетные места. Деловые парни в правящей «элите» решили, что если из колоссального пузыря нефтяных сверхдоходов выделить малую толику на премиальные для чемпионов и призеров Олимпиад, то спортсмены запрыгают, забегают с удвоенной энергией. Так ведь на Играх решают усилия на пределе, а то и за пределами человеческих возможностей. Нужна другая мотивация. Духовная. Деньги — штука важная. Но не о них думает спортсмен в момент наивысшего напряжения сил.
Проблема гораздо шире, нежели третье место на Играх в Афинах. Главная причина нынешних и грядущих поражений — в философии нынешней «элиты» РФ, которая с абсолютным равнодушием относится к человеческой личности. И это на фоне лицемерных утверждений, что теперь-то во главе угла — права личности, а не общества. Ложь! Поддержка личности определяется прежде всего наличием государственной системы, которая позволяет выявлять таланты, в том числе и спортивные, развивать их. А свобода личности ныне — в свободе прозябать, страдая от нерастраченных сил.
Сотни тысяч ежегодно нарождающихся талантов во всех областях человеческой деятельности, включая спорт, ныне влачат жалкое полуголодное существование в охваченных безработицей поселках и небольших городах с уничтоженными домами культуры и ДЮСШ, не имея никакой надежды на то, что они будут выявлены и поддержаны. Это одна из величайших трагедий, одно из страшных преступлений «демократов — либералов», которые загубили народную культуру и массовую физическую культуру. Ведь отсюда и рост преступности.
Инвестиции в человеческий потенциал во всем мире ныне считаются наиболее прибыльными. И именно Советский Союз колоссальными вложениями в образование, науку, культуру, спорт, здравоохранение показал пример, чего можно добиться на этом пути. А ельцинско-путинская РФ двинулась в противоположном направлении. Если идет ликвидация лучшей в мире советской системы образования, то как может сохраниться система детского спорта — тоже лучшая в мире. Все разрушается в угоду макроэкономическим бредням Гайдара — Грефа — Кудрина, поддерживаемых президентом Путиным. Сдувается воздушный шар российского спорта, потому что в нем остывает горячий воздух спорта советского.
Будут ли после Игр в Афинах сделаны соответствующие выводы? Сомнительно. Глава государства отделается тяжелым вздохом. Никакого капитального разбора полетов, смены чиновников, выработки стратегии возрождения спорта, особенно массового, не будет. По ельцинской конституции 1993 года президент России наделен поистине безграничными правами. Но кому много дано, с того много и спрашивается. При таких поистине царских правах президент РФ должен и отвечать за все. Так что неудача российской олимпийской сборной — это поражение Путина и его социальной политики.
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 114 (12585), четверг, 2 сентября 2004 г.