Железная Шахта: статьи

ЖЕЛЕЗНАЯ ШАХТА


ШОН ТУХИ

Тренировка с живой легендой: Боб "Максимум" Велан


Я всегда относился к тем парням, которые просто поднимают тяжести в своём собственном подвале. Несколько раз я записывался было в разные залы, но всякий раз это продолжалось недолго - я быстро разочаровывался и снова возвращался в свою родную келью. Даже в течение тех лет, когда я работал личным тренером, мой тренинг оставался закрытой для остальных частью моей жизни. Лишь немногие мои друзья знают, что я качаюсь. Мои тренировки - это мои личные владения, это мгновения, когда я проверяю себя, улучшаю себя и просто занимаюсь своим любимым делом. Они принадлежат лишь мне и никому больше.

Такие уединённые тренировки привели к нескольким результатам. Во-первых, я стал консервативным - и те редкие моменты, когда я всё же отваживался выползать наружу в белый свет, лишь лишний раз убеждали меня, что по сравнению с остальными, мой "консерватизм" и накопленный в одиночку опыт позволили мне продвинуться намного дальше, чем весь тот океан информации, в котором просто тонут культуристы во внешнем мире. Во-вторых, я очень мало знаком с "последними технологиями" бодибилдинга, и это, как мне кажется, уже немало. Я уяснил для себя, что самое главное - это тяжёлая работа. То, как ты относишься к своим тренировкам, намного важнее, чем сколько килограмм ты можешь поднять. Также, занимаясь в одиночку в своём подвале, я так и не смог воспитать в себе интереса к "звездам" бодибилдинга. До сих пор, не знаю, кто там сейчас наверху. Зато, я довольно хорошо знаю знаменитостей "золотой эры" Железной Игры, я им подражал много лет. Джона МакКаллума я считаю "современным" (считал, по крайней мере, до недавнего времени), я часто прислушиваюсь к его советам.

С самого начала в Железной Игре существовала мантра, сильная и имеющая под собой разумное начало, и, когда ты понимаешь, что все полезные сегодняшние знания являются результатом того, что кто-то отважился на эксперименты, ты видишь, что к чему в нашем спорте. Пока не забыл, вот как звучит эта мантра: "попробуй и посмотри, что выйдет". Перефразируя эти слова на более агрессивный манер, можно сказать по-другому: "ДОКАЖИ!". Эти слова должны срываться с твоих губ каждый раз, когда к тебе походит кто-либо и утверждает, что его метод лучше растит массу и силу, чем старые, добрые, проверенные временем методы. Те редкие люди, которые вложили всю душу в традиционные методы - эти Гиганты "золотой эры" Железной Игры - не боятся опробовать новые методы и брать себе на вооружение те из них, которые работают.

Когда в последний раз я выползал из своего подвала, чтобы накатать небольшую статейку, я посмотрел, кто там сейчас наверху нашего спорта. Конечно, чтобы узнать "героев нашего времени", я и не подумал обращаться к журналам. И хорошо сделал. Если бы я начал поиск с журналов, то так бы и никогда не узнал некоторых ребят из тех, которых я, в конце концов, нашёл. Короче, среди этих живых легенд Железной Игры был там один человек по имени Боб Велан. "Максимум" Боб. Уже первое прочтение его имени может дать вам намёк на то, что и кто этот человек. Каждая статья, под которой стояло его имя, имело в названии слово "кошмар". Вскоре я понял, почему.

Боб пишет (и писал) серию потрясающих и крайне информативных статей для рубрики "Файлы Динозавра" и уже давно публикуется в "Hardgainer". Он писал статьи для "The Iron Master," "Milo," "The HIT Newsletter," и "International Olympic Lifter." У него одних званий больше чем у профессора из одного из старейших университетов Англии. Первый раз я столкнулся с его именем в журнале "Hardgainer", когда читал статью, написанную человеком по имени Дрю "Человек-Стена" Израэль. Статья рассказывала о том, что так дорого моему сердцу... о тяжёлых тренировках и о последующем поедании огромных стейков. Естественно, я прочёл все статьи этих двух людей, которые только мог найти, и вскоре у меня сложилось ясное представление о человеке, который сидит за клавиатурой.

Брукс Кубик, ещё одна Живая Легенда, для которого я тоже имею честь писать статьи, написал мне записку, где говорилось, что он и Боб - друзья и… "Знаешь, что, Шон? Никогда не догадаешься, но сейчас Боб находится от тебя через дорогу." Да он не шутит (сглатываю). Нужно ему позвонить!

Честно говоря, я волновался. Никогда до этого я ещё не сталкивался лицом к лицу с такой влиятельной фигурой в Железной Игре, как Боб Велан. Эй, вы, ребята, которые качают железо и сожалеют о том, что Пери Рейдера с нами больше нет - знайте, что есть ещё такие редкие люди, которые оказывают положительное влияние на традиции Железной Игры вопреки тому чудовищному имиджу бодибилдинга, который создали для него психически ненормальные культуристы. Пройдёт пятьдесят лет и качки будут с благоговением вспоминать имя Боба среди имён тех, "кто знал", как качаться и качаться эффективно.

"Дзинь, дзинь". "Чего ещё?" Голос на том конце провода звучал так, как будто он хотел этим сказать "А ТЕБЕ ЧТО НАДО?". Хотя, эта интонация странным образом смешивалась с "вежливыми" нотками в голосе и "неагрессивностью". Я сразу же понял, что это ещё "тот" парень.

"Э-э.. господин Велан? Это Шон Тухи, Брукс Кубик сказал мне, что мне стоит вам позвонить и... в общем, я тут через дорогу работаю".

"ШОН!!!"

Так началось моё знакомство с Бобом-Максимумом. Мы обменялись любезностями и парой шуток, после чего я повесил трубку. Мне он уже нравился.

Мы перебросились парой сообщений по электронке и однажды утром я зашёл в свой офис и нашёл в компьютере зловещее сообщение, гласившее: "Тренировка в WST в 12:00 в субботу 15 мая".

Чёрным по белому. Далее шло предупреждение, что мне необходимо будет отдохнуть как минимум три дня до тренировки.

И вот наступила суббота, 15 мая 1999 года. Я прошёл вниз по 7-ой улице в Чайна-таун (я очень хорошо знаю этот район Вашингтона) и завернул направо на улицу "H". На углу я нашёл вывеску, где мне сообщалось, что я должен позвонить и меня впустят. Я позвонил.

"А, ШОН!!" Раздался ответ. Дежа-вю? Дверь открылась и я вошёл внутрь.

Прошёл по короткому коридору к лестнице. Коридор был нечто вроде "кухни", стены его были покрыты многочисленными слоями белой краски. Я уже не был уверен, туда ли я направлялся. Когда я был уже посередине лестницы, я услышал ЭТО.

Пожалуй, нужно было сказать - "я был накрыт звуковой волной". Звуковая стена и энергия, бьющая из коридора внизу, дали мне знать, что я был на правильном пути. Морские пехотинцы. Это была запись звуков их тренировочного лагеря, громкость была на максимуме. Пройдя по коридору, я уставился на ДВЕРЬ. "WST - Тренировочный Зал Боба Велана" значилось на ней. Дело серьёзное.

Дверь открылась и я оказался лицом к лицу с Ним Самим: Боб-Максимум. Если сказать "большой", то этого будет недостаточно. Бритая голова выглядела угрожающе и не вязалась с приветливой улыбкой и добродушным - я бы даже сказал "кружащим голову" - выражением лица. Из прорезей его футболки свисала пара 46 сантиметровых рук, которые выглядели так, как будто у их обладателя была привычка поднимать на бицепс оси грузовиков и поваленные деревья. Его руки были огромны. Его грудь выглядела так, как будто он мог выжать с неё всё, что ему взбредёт голову. А его спина и ноги были такие большие, что сразу стало ясно, что этот человек тренировался больше, чем я пробыл на этом свете. Позже, описывая Боба-Максимума одному своему другу, я объяснил, что он был такой плотный, что если бы ты врезался в него на машине, то волновался бы ты за машину... не за него. Он был огромен как монстр и чудовищно силён. Я представился и мы пожали друг другу руки.

Боб показал мне свой зал, который представлял собой бесконечную коллекцию фотографий и тренировочного оборудования - из "золотой эры" Железной Игры. На фотографиях можно было найти всех - от Джона Гримека до Томми Коно, практически все фотографии были с автографами. Зал состоял из двух комнат, небольших, но в них не ощущалось недостатка в пространстве. Все они были заставлены тренажёрами "Hammer" и "Southern Xercise". Мы сразу же начали с короткой разминки на степпере.

Пока я разогревался, мы немного поговорили, и через 5 минут мне стало ясно, что Боб носил в себе столько информации, что мне понадобилось бы 50 лет, чтобы собрать её. Через одну минуту после начала разминки, он вытащил откуда-то огромную чёрную футболку и сказал: "На вот! Надень!" Это была одна из знаменитых футболок с надписью Whelan Strength Training - "No Toning, No Chrome, No Bull - Just the workout of your life!" Я надел её и продолжил разминку. Затем Боб заставил меня выполнить несколько упражнений на растяжку, в двух из них он помог мне. Я ещё подумал, что мне и раньше помогали делать упражнения на растяжку, но впервые я встретил человека, который точно знал, куда надо надавить и с какой силой и как долго держать. Боб знал всё. Затем он познакомил меня с тренажёрами "Southern Xercise".

Боб объяснил, как работают эти тренажёры, и позволил сделать пару повторений, чтобы я привык к "ощущениям". Я сказал ему, что понятия не имею, сколько могу сейчас выжать с груди, потому что я делал на грудь лишь отжимания, но сказал, что, вероятно, смогу выжать 125 кг. Он успокоил меня, сказав, что он "знает", какой вес мне нужен. Его лицо расплылось в улыбке, он сказал, что "это всё равно не важно..." "Эго" и тренажёр "Tru-Press" - понятия несовместимые. Он повесил пару блинов и сказал мне приступать к работе. И прибавил: "И помни, Шон, если ты видишь на тренажёре приставку "Tru-", то знай, что тебе хана".

Так началась тренировка. Я начал выжимать ручки тренажёра вверх. К пятому повторению я уже здорово устал (сколько же веса он там повесил?), а Боб орал мне в ухо: "Давай, Шон! ЖМИ!". Я достиг отказа и Боб стал помогать мне делать форсированные повторения. Грудь моя вопила от боли, трицепсы раздулись, жжение было невыносимым. "ЖМИ, ШОН! ЖМИ! ДАВАЙ! ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ЭТО!" Как только я закончил, он потащил меня к "Hammer Pullover". Никакого отдыха. "Артур Джоунс назвал этот тренажёр "приседаниями для верхней части тела", Шон." Я начал тянуть его на себя и делать паузу внизу. Дышать стало так тяжело, я начал чувствовать, что мне не хватает кислорода. Отказ был крайне болезненным, я чувствовал, что мои широчайшие были на грани спазм. Несколько форсированных повторений и я был готов для отдыха. Но отдыха не последовало. Дальше шло упражнение на "Tru-Squat". На этом тренажёре были установлены чьи-то разминочные веса, но мне удалось сделать с этим весом лишь 15-20 повторений. Ощущения от тренажёра сильно отличались от обычных приседаний и я быстро понял, что имел в виду Боб, когда он сказал мне, как следует трактовать слово "Tru-" в названиях тренажёров. Я закончил сет и Боб дал мне немного времени прийти в себя, тем не менее, когда он потащил меня обратно к "Tru-Press", я не успел даже восстановить дыхание.

На этот раз после форсированных повторений он заставил меня статически удержать вес. Мои руки были в таком состоянии, что я, кажется, вообще не мог оказать на гриф никакого усилия. Я закончил упражнение, моё сознание было помрачено, глаза отказывались видеть. Боб посадил меня за "Hammer Pullover" и каким-то чудом я дожил до конца того адского сета. К этому моменту я почувствовал тошноту. Вся верхняя часть моего тела была разрушена - я не могу описать это словами. Нечто среднее между усталостью от необычной нагрузки и адреналином, который выбрасывался у меня в кровь каждый раз, когда Боб-Максимум орал на меня на фоне оглушающих звуков магнитофона, где крутилась кассета с записью морских пехотинцев. Я бросился в ведру (на нём была надпись "только для рвоты") и засунул туда голову. Ничего не произошло. Боб сдержал своё слово, когда он говорил, что будет заставлять меня двигаться от упражнения к упражнению в таком темпе, который я мог выдержать. Поэтому он позволил мне немного отдохнуть между упражнениями. Он дал мне одну минуту на отдых. Как он мне был нужен в тот момент! Затем снова пошли к "Tru Squat" и я сделал сет до отказа ("ДАВАЙ 20, ШОН!, 20!"). Кажется, я сделал 5 или шесть повторений, причём всё это время держал перед лицом ведро. Начиная с этого момента, я уже не могу с точностью сказать, что было дальше. Моё тело зверски потело, я с трудом сглатывал слюну. Меня бы вытошнило, но и с этим были проблемы - во-первых, у меня не осталось сил даже для рвоты, а, во-вторых, во мне не осталось ничего, что я мог бы вытошнить. В мышцах спины начались спазмы и я раздулся так, что, казалось, на мне вот-вот лопнет майка. Грудь и руки устали так, что описать это невозможно.

Боб потащил меня в другую комнату для выполнения упражнений на мышцы шеи и пресса. Он сказал мне, что эта тренировка малых мышечных групп будет для меня вроде отдыха. Когда я лёг на пол, чтобы сделать упражнение для пресса, я едва мог пошевельнуть своим телом. Тело отказалось мне повиноваться. Не мог даже сглотнуть, зрение временами пропадало. Боб оставил меня на полу (я так и не смог выпустить из рук ведро - я вцепился в него мёртвой хваткой и не одна сила в мире не вырвала бы его у меня) и стал звонить кому-то. Вдруг он протянул трубку мне. Когда Боб говорит, что наш отдых будет "творческим", то он не шутит...

"Эй, Шон!"

Это был Дрю "Человек-Стена" Израэль. Боб позвонил ему, чтобы я смог отдохнуть побольше. Боже, доживу ли я до конца этого дня?

"Дрю!", прокричал я в трубку, едва контролируя дыхание. Я пытался унять спазмы в мышцах, чтобы я смог поговорить с легендарным атлетом.

"Да ты там развлекаешь, я вижу... Я навещу тебя в больнице!"

Кажется, мне удалось сказать Дрю, что говорить с ним - для меня большая честь. Надеюсь, что я не звучал как идиот - из-за своего тяжёлого дыхания.

Боб повёл меня к Sutherland Grip Machine. Это такой серьёзный и брутальный тренажёр для мышц предплечий - его сделал - кто бы вы думали - сам Джим Сатерленд. Этот тренажёр когда-то стоял у Др. Кена Ляйстнера, его можно загрузить весом до 150 кг! Но с таким весом не справятся даже обладатели самых сильных предплечий в мире. Не знаю, может такие мастера хвата, как Джо Кинни, и попытались бы поднять весь вес, но этот тренажёр настолько коварный, что ваши руки и предплечья навсегда запомнят тот тренировочный стресс, который вы можете получить на нём. Мои руки до сих пор дрожат при воспоминании о тех двух сетах, которые я сделал на нём (вверх до конца - вниз до конца, предплечья чуть не взорвались). Слышу, как ты говоришь: "Как, такая интенсивность при работе на предплечья?". Говорю тебе: эти два сета вбили в меня в землю окончательно. Я сделал несколько агонизирующих долгих негативных повторений, когда опускал вес, и это оказалось последним ударом по моей системе. Я помню, как Боб что-то пытался говорить мне сквозь туман. Я уже даже не слышал уже морских пехотинцев. Моё тело перешло на авто-пилот. Паузы отдыха удлинились... всё говорило о том, что Боб хотел, чтобы я выдержал до конца тренировки!

Боб сопроводил меня до тренажёра "Hammer Overhead Press". Помню, как сел в него и бросил все свои оставшиеся силы на сет, который, должно быть, был самым интенсивным в моей жизни - я имею в виду попытку поднять руки вверх и взяться за ручки! Но я не мог поднять руки над головой! Во время этого сета и нескольких последующих я на пару секунд терял сознание. Следующим тренажёром был "Hammer Close-Grip Pulldown". Я сделал 2-3 повторения с весом, который вырвал меня вверх из седла и я повис на ручках как бандит, которого линчевали.

Тренировка завершилась становой тягой на одной ноге. Я сделал несколько сетов левой ногой, а когда попытался проделать то же самое правой, то свалился как мешок на пол. Боб поднял меня с полу и повёл к "печально известной" Аллее Песчаных Мешков. Когда мы проходили мимо двери, через которую я попал в WST, Боб показал пальцем на знак на двери: "Если ты здесь тренируешься, то ты - ненормальный!". Этот знак точно выражает сущность всего того, что я пытаюсь донести до тебя этой статьей. Боб добавил: "Кому нужны нормальные?" В этой фразе весь смысл. Чтобы тренироваться под началом тренера мирового класса, такого как Боб Велан, нужно иметь стойкость духа мирового класса. А если у тебя она есть, то ты тоже непременно станешь атлетом мирового класса... и ты будешь ненормальным! "А ты и не должен быть нормальным!", говорит Боб. В этих словах - глубокая истина, как и во всём в WST. Мы направились в Аллею Песчаных Мешков. Боб показал мне, что и к чему там было и мы продолжили разговор. Каким-то чудом мне удавалось отвечать ему - в крови моей в огромных концентрациях всё ещё гулял эндорфин, а сил моих не хватило бы, наверно, даже на то, чтобы перевернуть мешок с песком и заснуть на нём, не говоря уже о том, чтобы поднять его и понести. Когда мы стояли там, и, видя, что я был несколько расстроен из-за того, что мне не удалось выполнить несколько последних упражнений так, как мне того хотелось бы, Боб сказал мне несколько слов утешения. Вот этим-то Боб и отличается от всех тех тренеров силовых видов спорта, с которыми я общался... Боб всегда остаётся позитивным. В течение всей тренировки он постоянно говорил мне лишь позитивные вещи - вещи, которые заставляют тебя работать на пределе... Когда сет становится брутальным, а твой мозг с трудом держится за край сознания, тогда ты понимаешь, как много может значить его позитивная энергия! Боб объяснил мне, что его метод тренинга заключается в том, что он заставляет атлета достигать своего предела, он не пытается "свалить" его... Ещё он сказал, что я тренировался очень тяжело - просто он очень редко встречал таких людей, которые могли бы выдержать первые тренировки под его руководством. После этих слов мой дух немного воспрянул и мы согласились, что оставим мешки с песком на другой день.

Подошёл следующий клиент, поэтому мне ничего не оставалось делать, как пожать Бобу руку и расстаться с ним. Шагая вверх по 7-ой улице, я чувствовал, как мышцы моей спины и груди продолжают спазматически сжиматься, а голова моя до сих пор гудела из-за интенсивных усилий в зале. Это была одна из лучших моих тренировок в зале, и, без сомнения, самая лучшая моя тренировка с партнёром. Я всегда презирал тренажёры - но только что я познакомился с двумя из них, которые я очень, очень зауважал. Тренировки под началом Боба и разговор с ним дали не очень многое.

Позже в тот день Боб позвонил мне по телефону, чтобы узнать мой почтовый адрес и проверить, как я себя чувствовал. Я поблагодарил его и сказал ему, как мне понравилась тренироваться с ним. Начиная с субботы, с 14:00, я только и делал, что ел - в режиме нон-стоп. Поедание пищи и поглощение воды продолжалось и в воскресенье. В воскресенье вечером я встал на весы - 96,6 кг. За три дня я похудел до 94,3 кг и потерял заметное количество жира на теле! Общий результат тренировки? Набрал 2,3 кг чистой массы и сбросил, как минимум, 0,9 кг жира. Неплохо!

Не могу передать словами, как много я узнал от Боба-Максимума. Мы говорили с ним на тренировке и после. Я горжусь, что я знаю этого человека, я считаю его своим другом. Он - настоящая Живая Легенда Железной Игры, его жизнь наполнена страстью и интенсивностью. Он - не "персональный тренер". Он - Тренер Силы. Причём один из самых лучших в мире. Я жду-не дождусь, когда вновь смогу потренироваться с ним! Тренировка с ним была привилегией для меня и нечто, что я буду помнить всю жизнь!


Перевод: Hugin